Российские нефтяные компании, работающие на Украине, — “Роснефть” и “Татнефть” — могут вслед за ЛУКОЙЛом уйти из этой страны, считают российские эксперты, опрошенные РИА Новости.
Крупнейшая российская частная нефтяная компания объявила об уходе с розничного рынка Украины. ЛУКОЙЛ продает свои 240 автозаправочных станций и 6 нефтебаз на Украине австрийской компании AMIC Energy Management GmbH. В настоящее время стороны готовятся подписать договор купли-продажи. Финансовая сторона сделки не разглашается.
Президент и совладелец ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов раскрыл причины этого решения.
“У нас <…> в этом году на 42% упали продажи (нефтепродуктов на территории Украины — ред.) Плюс блокировался ряд наших заправочных комплексов <…> Все факторы подтолкнули нас ускорить процесс продажи”, — признался Алекперов через несколько часов после объявления сделки.
Зона риска
О том, что украинские АЗС ЛУКОЙЛа в Ивано-Франковске были блокированы бойцами “Правого сектора”, стало известно 29 июля.
Источник, знакомый с ситуаций, говорит, что на самом деле блокада началась еще 24 июля, но ЛУКОЙЛ до последнего не хотел привлекать внимание общественности и настаивал на прибытии на место делегации ОБСЕ. Даже после того, как ОБСЕ зафиксировала и предала огласке этот факт, “Правый сектор” не ушел.
Крупными активами на Украине владеют также “Роснефть” и “Татнефть”. “Роснефти” принадлежит 150 АЗС и Лисичанский НПЗ, “Татнефти” — 111 АЗС и 11 нефтебаз в Полтавской и Харьковской областях.
Обе компании на фоне последних событий пока не комментируют ситуацию на своих украинских АЗС и дальнейшие планы по ведению бизнеса в этой стране.
По мнению же российских экспертов, вероятность того, что они последуют примеру ЛУКОЙЛа, сейчас высока как никогда.
“Российские нефтяные компании и их активы вполне могут подвергнуться различным санкциям (на территории Украины — ред.) под разными предлогами, например, в качестве компенсации потери активов Украины в Крыму”, — считает аналитик “Сбербанк КИБ” Валерий Нестеров. Он не исключает и экспроприации активов российских нефтяников на Украине.
Директор Энергетического центра “Сколково” Григорий Выгон согласен с Нестеровым.
Он добавляет, что инвестиции в нефтепереработку в Европе в целом и на Украине в частности становятся достаточно невыгодным занятием. “Маржа будет снижаться, спрос на традиционное топливо будет падать <…> Через какое-то время этот бизнес по розничной продаже нефтепродуктов войдет в стагнацию, не только на Украине, но и во всем мире”, — считает Выгон.
Стоит ли овчинка выделки?
Он напомнил, что в разное время ТНК-ВР, ЛУКОЙЛ и “Татнефть” владели украинскими НПЗ — Лисичанским, Одесским и Кременчугским соответственно.
Лисичанский НПЗ отошел “Роснефти” при покупке ТНК-ВР. В настоящее время он остановлен из-за убыточности. Одесский НПЗ был продан ЛУКОЙЛом группе ВЕТЭК в 2013 году, а сейчас законсервирован. Кременчугский НПЗ был отобран у “Татнефти” группой “Приват” (контролируется предпринимателем Игорем Коломойским) в 2009 году, суды по нему продолжаются.
Российские нефтяники неоднократно задавались вопросом о целесообразности владения украинскими НПЗ. Однако до сих пор это оправдывалось наличием собственной сбытовой сети.
“Поскольку Украина, по-видимому, уже не войдет в ЕЭП, они теперь всегда будут вынуждены покупать нефть по высокой цене, по импортному паритету. В этих условиях на украинских НПЗ будет низкая маржа переработки, и они будут либо на грани рентабельности, либо убыточны”, — говорит Выгон.
Эксперт добавил, что в условиях экономического спада и низкого платежеспособного спроса бензин на Украине останется дорогим. “Я убежден, что в этих условиях решение о продаже ЛУКОЙЛом своей сети австрийцам и с экономической, и с других точек зрения абсолютно оправдано”, — отметил Выгон.
Со своей стороны, украинский эксперт — директор украинской консалтинговой группы “А-95″ Сергей Куюн — не согласен с российскими коллегами. Он считает, что российские нефтяные компании никуда не уйдут с Украины. Более того, Куюн даже не уверен, что ЛУКОЙЛ покинет розничный рынок Украины.
“Нет уверенности, что ЛУКОЙЛ уходит. Мне сейчас сложно представить любую европейскую компанию, которая в нынешних условиях инвестирует 200-300 миллионов долларов в страну, в которой идет война. Эту австрийскую компанию никто не знает”, — сказал директор “А-95″.
|